ПСКОВЭНЕРГОАГЕНТ
 

«Электроэнергия — не бесплатное благо»// Журнал "ЭнергоРынок" №2 за 2013 год

Интервью с заместителем председателя правления Некоммерческого партнерства Гарантирующих Поставщиков и Энергосбытовых Компаний Еленой Фатеевой

04.04.2013 [16:21]
ПСКОВЭНЕРГОАГЕНТ. ФОТО.Статус гарантирующего поставщика (ГП) обязывает сбытовую компанию заключать договор энергоснабжения с каждым обратившимся к ней потребителем электроэнергии вне зависимости от платежеспособности последнего. Систематическая неоплата электроэнергии потребителями привела к образованию у ГП многомиллиардных долгов, в результате чего поставщики не всегда могут в срок рассчитаться с производителями электроэнергии и сетевыми компаниями. Долги на рынке электроэнергии обсуждались и на Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития ТЭК, которая состоялась 13 февраля 2013 г. Было отмечено, что задолженность на рознице за 2012 г. увеличилась на 60%.

    ЭР: Елена Игоревна, каков в настоящее время размер дебиторской задолженности на розничных рынках электроэнергии? Кто основные неплательщики?

    Е. Ф.: Тема дебиторской задолженности иногда встречает непонимание, поскольку уровень оплаты электро­энергии потребителями в среднем составляет 97,5%. Этот аргумент приводят как признак несерьезности проблемы, забывая, что при имеющемся обороте несколько процентов задолженности — это огромная сумма, несопоставимая со сбытовой надбавкой гарантирующего поставщика, которая составляет 3—5% от оборота. При этом уровень текущей и просроченной задолженности гораздо выше, а 2,5% — это только так называемая мертвая, т. е. невозможная к взысканию задолженность. «Мертвая» задолженность — это либо убытки сбытовой компании и год от года растущие банковские кредиты, которые надо обслуживать, либо увеличение сбытовой надбавки, переложенной на добросовестных потребителей.

    На начало декабря 2012 г. задолженность на розничном рынке перед сбытовыми компаниями составляла 150 млрд руб. Основные неплательщики — управляющие компании (УК) и предприятия ЖКХ (водоканалы, теплоснабжающие организации). В жилищно-коммунальном хозяйстве на фоне возникающих тарифных небалансов и отсутствия полноценного контроля за многосубъектной цепочкой прохождения денег некоторые компании пренебрегают обязанностями по оплате поставленной им электроэнергии. При этом если предприятия ЖКХ работают на имуществе, арендованном у местных органов власти, то в случае накопления значительной задолженности зачастую прибегают к преднамеренному банкротству, после чего муниципальное имущество передается в аренду вновь созданным организациям, свободным от долговых обязательств, и задолженность за электроэнергию перед ГП уже невозможно взыскать. Также крупными неплательщиками в ряде регионов становятся сетевые компании в части оплаты потерь в своих сетях и промышленные потребители — опасные производства, которые нельзя ограничить в подаче электроэнергии.

    ЭР: Как энергосбытовые компании борются с неплатежами?

    Е. Ф.: Сбытовые компании, когда это возможно, ищут компромиссные пути решения проблемы, стараются учесть экономическую ситуацию предприятия-должника. С потребителями, у которых есть объективная причина неплатежей, формируются графики реструктуризации задолженности, заключаются соглашения о погашении долга в рассрочку. Если же это не помогает, приходится начинать судебное разбирательство. Это не слишком эффективный метод борьбы с неплатежами: судебная процедура взыскания задолженности длительная, деньги поступают ГП через полгода и возврат средств происходит только с учетом ставки рефинансирования ЦБ, что побуждает недобросовестных потребителей кредитоваться не в банках, а у энергосбытовых компаний. В некоторых случаях вернуть деньги можно только с привлечением службы судебных приставов или коллекторских агентств.

    Некоторые сбытовые компании применяют такой способ воздействия на неплательщиков, как временное ограничение выезда за рубеж. Практика показывает, что данная мера результативна. Еще один оригинальный метод борьбы с должниками: компания разместила и регулярно обновляет на своем сайте «черный список» — информацию о наиболее проблемных должниках. Потребители, которые дорожат своей деловой репутацией, стремятся исключить свое предприятие из этого списка и принимают энергичные меры для погашения задолженности.

    Самым действенным способом борьбы с неплатежами всегда было и остается ограничение потребления электроэнергии. Как показывает практика, самыми дисциплинированными плательщиками являются как раз те клиенты, потребление которых возможно ограничить, и наоборот, если это сделать по разным причинам невозможно, платежная дисциплина резко падает.

    Правильнее, конечно, не бороться с неплатежами, а стимулировать своевременную оплату электроэнергии. С этой целью ГП организуют лотереи и розыгрыши призов среди потребителей, не имеющих долгов, региональные конкурсы на самого добросовестного потребителя, проводят акции, предусматривающие погашение задолженности без выплаты пени, проводят разъяснительные мероприятия с привлечением органов власти и многое другое.

    ЭР: Что говорит о неплатежах законодательство? Насколько оно эффективно в этой сфере?

    Е. Ф.: Законы требуют доработки. Бездоговорное потребление, «набросы» на сети должны считаться уголовным преступлением. Пока хищение электроэнергии чревато только экономическими санкциями, воровство будет продолжаться. НП ГП и ЭСК предлагало и будет предлагать другие ужесточения в законодательство в отношении злостных неплательщиков за электроэнергию.

    Еще одна проблема состоит в наличии так называемых неотключаемых потребителей, потребление которых нельзя ограничить из-за всякого рода административных барьеров. Широко распространена практика по вынесению прокуратурой предостережений о недопустимости ограничения энергоснабжения потребителей-должников, имеющих подключенных субабонентов, либо использующих электрическую энергию для оказания коммунальных услуг (водоканалы, теплоснабжающие организации), либо неплательщиков с опасными производствами. В то же время обращения гарантирующих поставщиков по вопросу возбуждения уголовных дел в отношении злостных неплательщиков остаются неудовлетворенными.

    При проведении процедур ограничения потребления электроэнергии должникам ГП также подвергаются санкциям со стороны территориальных подразделений ФАС России за нарушение антимонопольного законодательства.

    ЭР: Каковы пути решения проблемы с неплатежами на розничных рынках? Что необходимо изменить в законодательстве?

    Е. Ф.: Надо зафиксировать два принципа: электроэнергия — не бесплатное благо и неотключаемых потребителей-неплательщиков быть не должно. Необходимо также повысить прозрачность деятельности управляющих компаний, обслуживающих граждан. Ответственность за неплатежи арендатора имущества предприятий ЖКХ должна быть возложена на собственника имущества, следует предусмотреть механизм финансовых и бюджетных гарантий для социально значимых объектов.

    Мы не раз выступали с инициативой внести ряд поправок в законы. И 13 февраля министр энергетики РФ А. Новак на президентской комиссии озвучил ряд предложений по укреплению платежной дисциплины. Считаю, что это серьзный прорыв. Если предложенные изменения будут приняты, это даст новый импульс развития розничным рынкам электроэнергии, позволит гарантирующим поставщикам более эффективно развиваться в направлении качества предоставляемых услуг, а с добросовестных потребителей снимет лишнюю нагрузку.

    Назову ключевые изменения, которые мы предлагали внести в нормативно-правовые акты. В Федеральном законе № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» требуется прописать положение о применении законной неустойки за просрочку оплаты электроэнергии, превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ. Также Закон № 35-ФЗ необходимо дополнить нормами о субабонентах, о том, что при подключении субабонентов обязательным условием должна быть техническая возможность раздельного ограничения потребления.

    Необходимо изменить подход к формированию списка неотключаемых потребителей. Сейчас органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны вносить в него всех потребителей, соответствующих категориям неотключаемых (категории установлены Постановлением Правительства РФ № 442). Считаем, что попадать в данный список должны только те потребители, которые могут сами предоставить банковские или иные гарантии исполнения своих обязательств по оплате электроэнергии в объеме аварийной или технологической брони либо в отношении которых, если они представляют собой социально значимые объекты, гарантии выданы государством или муниципалитетами. КоАП должен устанавливать ответственность за нарушение порядка предоставления обеспечения обязательств в отношении «неотключаемых» потребителей.

    Необходимо существенно повышать административную ответственность за бездоговорное и безучетное потребление. Нужны изменения и в Жилищный кодекс: энергоснабжающая организация должна иметь возможность расторгнуть договор ресурсоснабжения с неплательщиком — недобросовестным исполнителем коммунальных услуг (ИКУ). Также следует установить возможность заключения прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и энергоснабжающей организацией в случае, если договор между энергоснабжающей организацией и ИКУ расторгнут или когда исполнитель коммунальных услуг уклоняется от его заключения.

    Частично предложения нашего партнерства вошли в проект пакета поправок в законодательство по вопросам платежной дисциплины, который Минэнерго России представило в Правительство РФ. По словам А. Новака, пакет изменений внесен на согласование и скоро должен быть принят.

    ЭР: Сейчас много говорят об «умных» сетях. Рассматривалась ли возможность применять новые технологии, чтобы избежать ущерба от неплательщиков?

    Е. Ф.: Да, возможность автоматического (дистанционного) отключения за неуплату решила бы многие проблемы, но использование этого нововведения требует дальнейшей проработки в смысле его технической реализации и формирования общественного сознания в части того, что электроэнергия — товар, за который нужно платить. При этом все равно необходимо ужесточать законодательство в отношении злостных неплательщиков. В этом вопросе есть чему поучиться у зарубежных коллег. На многих европейских энергорынках предусмотрена ежемесячная предоплата за электроэнергию для неплательщиков, субсидиарная помощь государства малоимущим гражданам, а также действуют жесткие штрафные санкции в отношении злостных неплательщиков. В случае просрочки платежа потребителю ограничивают подачу электроэнергии, а после уплаты задолженности он должен также оплатить повторное подключение к системе. В некоторых странах при условии накопления значительной суммы долга потребителю грозит выселение с занимаемой жилплощади.

Отправить эту публикацию по e-mail  Версия для печати


на главную
 
Декабрь 2022
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Карта сайта