ПСКОВЭНЕРГОАГЕНТ
 

Наталья Невмержицкая: 10 заблуждений о соцнорме потребления электроэнергии

Председатель правления НП «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» прокомментировала наиболее распространенные заблуждения о социальной норме потребления электроэнергии

02.08.2013 [15:17]
ПСКОВЭНЕРГОАГЕНТ. ФОТО.Комментарии Натальи Невмержицкой опубликованы на ее странице в соцсети Facebook:
 
«31 июля в утреннем эфире [радиостанции «Серебряный дождь»] обсуждалось принятое постановление по социальной норме электроснабжения. Я, к сожалению, слышала последние 10 минут эфира этого часа, но из того, что я услышала от уважаемых ведущих, у меня сложилось впечатление, что они составили суждения о принятом постановлении со слов лиц, мало с ним знакомых. И потому вопросы, задаваемые ведущими, и комментарии слушателей в контексте этих вопросов имеют мало общего с тем документом, о котором велась речь. Позволю себе как человек, участвовавший в обсуждения постановления еще на этапе его разработки, указать на наиболее очевидные заблуждения, которые я услышала в эфире.
 
Зачем вообще потребовалось вводить соцнорму? Почему сейчас? Граждане оплачивают электроэнергию по льготной цене — в этом легко убедиться, если сравнить цену, по которой платит, например, магазин, пристроенный к жилому дому и вы по своим квитанциям. Это различие в разных регионах колеблется. И если в Москве разницы уже почти нет (если не считать дополнительной льготы в 30% для тех, кто использует электроплиты), то по стране в целом средние показатели — 1,4-1,8 раз. Кто компенсирует такую льготу? Крупная промышленность в первую очередь. И для них это приводит к тому, что цена сравнима или даже выше чем в США, Западной Европе, что очевидным негативным образом сказывается на их конкурентоспособности и приводит к таким решениям, как отказ от централизованного энергоснабжения (после чего они не только за себя платить перестанут, но и соответствующую нагрузку по субсидированию граждан перестанут нести, увеличив бремя на малый и средний бизнес).
 
И если уж речь идет о льготе, то возникает закономерный вопрос — почему ее нужно давать всем, в том числе вполне платежеспособным потребителям. В данном случае платежеспособность оценивается по готовности тратить электроэнергию, невзирая на цену — априори предполагается, что потребители с большим набором домашней техники могут себе позволить платить за превышение среднего уровня по реальной цене. Социальная норма — это и есть такой средний уровень.
 
Далее начинаются хотя и детали, но важные, те, без которых данное нововведение вызывает бурную негативную оценку:
1. Как будет считаться такой средний уровень — единый на всю страну? Нет. Базовая величина соцнормы будет рассчитана каждым регионом самостоятельно — по статистике потребления одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами. Потому что одинокий человек имеет, как правило, тот же набор энергоприборов, что и семья из двух и даже трех человек, только использует их немного реже. А естественные отличия регионов — разная длина светового дня, наличие кондиционеров у большой доли населения и так далее — она как раз отражается в статистике потребления. Итак, эта базовая величина будет своя у каждого региона. По нескольким регионам, которые мы анализировали, эта величина может составлять 75-80-90 киловатт.
2. Для семей установлены надбавки — на второго проживающего 50 киловатт, третьего, четвертого и далее — по двадцать киловатт на каждого. Эти надбавки также определены расчетным путем на основании статистики по разным регионам и выбраны максимальные из них.
3. Если дом оборудован не газовыми, а электроплитами, то еще будет добавлено до 90 кВт на человека в месяц.
4. Если нет централизованного тепло — и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла — в отопительный период надбавка будет до 3000 киловатт в месяц на семью на отопление, и еще круглый год до 100 киловатт в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего.
5. Для сельских домов дополнительно до 100 киловатт на домохозяйство.
6. Для ветхого жилья повышающий коэффициент — 1,2, для аварийного — 1,5.
7. Пенсионеры и инвалиды в первый год введения соцнормы все будут платить по льготному тарифу. Далее для них соцнорма должна быть установлена в 1,5 раза больше, чем для прочих.
8. Отдельно предусматривается возможность установить соцнорму для садоводов и прочих приравненных к гражданам категорий.
9. Тариф в пределах соцнормы в тех регионах, где ее раньше не было, будет немного снижен. Сверх соцнормы — повышен не более чем на 30 % от текущего уровня. Далее ежегодно тариф сверхсоцнормы будет повышаться более высокими темпами, пока не достигнет реального уровня (под реальный уровнем понимаем здесь величину, сопоставимую с тем, по которой платят мелкие коммерческие потребители). В каких-то регионах это может произойти за два года, в каких-то за пять лет. Все зависит от того, насколько велика льгота сейчас.
10. Отмечу, что в результате введения социальной нормы цены для прочих потребителей должны снизиться, хотя и не в первый год — так как сначала прирост платежа за объемы сверх соцнормы пойдет на снижение тарифов в пределах соцнормы.
Еще пара важных моментов. Во-первых, введение социальной нормы, конечно, не отменяет принципиальных задач по сокращению издержек регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, которое в результате должно привести к снижению тарифов. Но в контексте введения социальной нормы это будет означать, что реальный уровень тарифов, который предъявляется гражданам сверхсоцнормы, будет снижаться по мере реализации таких мероприятий. Во-вторых, если малоимущие граждане по тем или иным причинам окажутся в той группе, у кого есть потребление сверх соцнормы, им это будет компенсировано через механизмы социальной поддержки».
 
Источник: Энергетика и ЖКХ

Отправить эту публикацию по e-mail  Версия для печати


на главную
 
Апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Карта сайта